Социально-педагогический проект "Школа правовых знаний для дошкольников "ПРАВОЗНАЙКА"

Обоснование актуальности проекта:
В дошкольном возрасте наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности, и от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Поэтому важно развивать эти качества, учитывая то, что приобщение к правовой культуре является значимым условием развития и социализации дошкольника.
Однако, как показывает практика, типичной формой правового воспитания в учреждениях дошкольного образования является эпизодическое проведение отдельных тематических мероприятий, которые не дают ожидаемых результатов, так как не выстроены в единую систему, не подкреплены достаточным наглядным и содержательным материалом. Следовательно, перед педагогами стоит проблема поиска эффективных форм работы с детьми, определения взаимосвязи средств и выстраивания их в единую систему, позволяющую решать задачи правового воспитания.
Сложность решения задач правового воспитания определяется также тем, что общие представления о социально-правовых явлениях формируются путем одновременного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы развития ребенка.
Это все определяет актуальность социально-педагогического проекта «Школа правовых знаний для дошкольников «Правознайка».
Участники проекта: педагоги, воспитанники старших групп учреждений дошкольного образования Борисовского района.
Сроки реализации: сентябрь 2022 – август 2023 года.
Цель проекта – формирование основ правовой компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
Задачи проекта:
1. Подобрать и систематизировать методические и дидактические материалы по формированию правовой компетентности воспитанников.
2. Создать электронный плакат на платформе Genial.ly «Школа правовых знаний для дошкольников ПРАВОЗНАЙКА».
3. Создать условия для формирования у детей правовой компетентности.
4. Включить в образовательный процесс проведение видов детской деятельности на тему правового воспитания в рамках нерегламентированной деятельности.
5. Обеспечить трансляцию результатов реализации проекта.
Основная идея проекта.
Систематическая работа по включению в образовательный процесс с воспитанниками старшего дошкольного возраста игровых комплексов, включающих различные виды детской деятельности на тему правового воспитания будет способствовать формированию у дошкольников представлений о социально-правовых нормах и правилах поведения, развитию способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, воспитанию социальной ответственности.
Модель образовательного процесса и способ ее реализации.
Содержание работы с дошкольниками в рамках проекта разбито на тематические блоки:
- «Я и семья»,
- «Я и сверстники»,
- «Я и другие люди»,
- «Я в общественных местах»,
- «Я и мир вещей»,
- «Я в природе».
Цели и задачи тематических блоков определены в соответствии с учебной программой дошкольного образования (образовательные области «Ребенок и общество» , «Ребенок и природа»). Очередность работы над тематическими блоками педагоги могут определять самостоятельно, например, в соответствии с тематическим планированием в конкретной возрастной группе.
Реализация целей, задач и содержания тематических блоков осуществляется в нерегламентированных видах детской деятельности в течение дня.
Периодичность работы в рамках проекта: каждый тематический блок рассматривается в течение двух месяцев, дважды в месяц.
Реализация содержания тематических блоков может осуществляться в форме игровых комплексов. При построении игровых комплексов педагог должен учитывать то, что формирование правовой культуры в дошкольном возрасте осуществляется путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
На интерактивном плакате «Школа правовых знаний для дошкольников «Правознайка» представлено методическое и дидактическое обеспечение проекта.
Выбор средств в рамках каждой темы педагог определяет самостоятельно в зависимости от степени сформированности у воспитанников тех или иных представлений и умений, интересов детей, а также профессионального мастерства педагога. Примеры готовых игровых комплексов представлены в дидактических материалах тематического блока «Я в общественных местах».
Все тематические блоки объединены единым игровым сюжетом: в группе появляется игрушка Зайка–ПРАВОЗНАЙКА, который приносит с собой коробку с набором заданий (игровой комплекс, составленный педагогом). Персонаж совместно с детьми выполняет задания. По итогу выполненных заданий дети получают от Зайки–ПРАВОЗНАЙКИ часть пазла. Таким образом, в конце года (после изучения всех тем), из фрагментов-пазлов собирается общий плакат «Права ребенка».
Календарный план реализации педагогического проекта
Срок реализации
|
Тематический блок
|
Количество игровых комплексов
|
сентябрь – октябрь
2022 г.
|
«Я и семья»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему семейных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи:
формировать представления о навыках социально одобряемого поведения в семье;
развивать умения выбирать модель общения и поведения, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека (члена семьи);
воспитывать гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым; нравственные чувства.
|
4
|
ноябрь – декабрь 2022г.
|
«Я и сверстники»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений со сверстниками в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи:
формировать представления о социальных нормах взаимодействия со сверстниками, способах оказания помощи младшим, внимательного отношения к сверстникам противоположного пола, о своих правах и обязанностях в группе; формировать коммуникативные умения (умение договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения и т. д.); правила общения, влияющие на характер взаимоотношений участников игры, их доброжелательное партнерство;
развивать умение сдерживать свои негативные побуждения, избегать конфликта со сверстниками, самому остановить ссору или обратиться к воспитателю; выбирать модель общения и поведения, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека (ребенка); элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий; воспитывать гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к сверстникам.
|
4
|
январь – февраль 2023г.
|
«Я и другие люди»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений с другими людьми в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи:
формировать представление о социальных нормах взаимодействия со взрослыми;
развивать умение высказывать просьбы, поручения, предложения, называть другого человека по имени; быть способным принять точку зрения другого человека; быть доброжелательным; с помощью взрослых в новой обстановке или самостоятельно в привычных условиях выбрать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста;
развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения; умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих взаимоотношений с окружающими;
воспитывать нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.
|
4
|
март – апрель
2023 г.
|
«Я в общественных местах»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений со взрослыми и сверстниками в общественных местах в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи:
формировать представления о навыках социально одобряемого поведения в общественных местах; адекватных моделях общения и поведения; своих правах и обязанностях на улице; развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих взаимоотношений с окружающими; умения проявлять инициативу на основе побуждения не только мотивации, связанной с личной пользой, удовольствиями, но и мотивами общественной пользы; умения с помощью взрослых в новой обстановке или самостоятельно в привычных условиях выбирать правильную линию поведения;
воспитывать нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.
|
4
|
май – июнь 2023 г.
|
«Я и мир вещей»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи:
формировать представления о предметах рукотворного мира, их значении в жизни человека; о профессиях, связанных с созданием предметов рукотворного мира; представления о предметах рукотворного мира,
развивать умение пользоваться предметами в соответствии с их особенностями и назначением, бережно к ним относиться; бережно относиться к результатам труда взрослых;
воспитывать уважение и бережное отношение к труду взрослых, бережное отношение к предметам, используемым в играх, быту и повседневной жизни.
|
4
|
июль-август 2023 г.
|
«Я в природе»
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка в процессе систематизации знаний о природе в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи:
формировать представления о правилах поведения человека в природе;
развивать умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе;
воспитывать нравственное (сопереживание, сочувствие) отношение к природе; ответственность за состояние природы ближайшего окружения.
|
4
|
Реализация проекта будет способствовать:
осознанию последствий при невыполнении правил поведения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуаций;
соблюдению правил поведения, культуры общения в обществе сверстников, налаживанию с ними дружеских взаимоотношений (играют вместе, помогают, подчиняются общим интересам и правилам, и др.);
разрешению конфликтов мирным путем (договариваются, извиняются, обращаются ко взрослому и др..);
применению способов элементарного самоконтроля и саморегуляции во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми, сдерживанию своих негативных побуждений.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование для просмотра мультфильмов, проведения интерактивных игр; интерактивный плакат «Школа правовых знаний для дошкольников «ПРАВОЗНАЙКА».
Список использованных источников
Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) учебное издание. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019. – 480 с.